Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана
2 сентября 2019
Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана
Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана
Уважаемые соотечественники!
Уважаемые депутаты, члены Правительства!
Поздравляю всех с началом нового парламентского сезона!
Мы подходим к важному этапу в новейшей истории нашей страны.
Почти 30 лет назад мы провозгласили свою Независимость, исполнив тем самым многовековую мечту предков.
За эти годы под руководством Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана
Абишевича Назарбаева наша страна превратилась в стабильное и авторитетное в мире государство.
Благодаря прочному единству мы укрепили свою Независимость и создали условия для улучшения благосостояния народа.
Это время стало периодом созидания и прогресса, мира и согласия.
Наш путь развития получил признание во всем мире как казахстанская модель, или модель Назарбаева.
Сейчас нам представлена возможность приумножить достижения Независимости, вывести страну на качественно новый уровень развития.
Мы сможем достичь этих целей, обеспечив преемственность политики Елбасы и проведя системные реформы.
Вам известно, что это составило основу моей предвыборной программы.
Сегодня государственные органы проводят соответствующую работу для ее реализации.
Я непременно исполню обещания, данные народу.
В нашей работе следует исходить из необходимости полной реализации Пяти институциональных реформ и Плана нации, разработанных Елбасы. Следует возобновить работу созданной им Национальной комиссии по модернизации.
Далее хотел бы высказать свои соображения по реализации наших общих задач, в частности, моей предвыборной платформы.
І. СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
Обещанная мной политическая трансформация будет постепенно и неуклонно осуществляться с учетом интересов нашего государства и народа.
Мировой опыт свидетельствует о том, что взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности.
Поэтому мы будем осуществлять политические реформы без «забегания вперед», но последовательно, настойчиво и продуманно. Наш фундаментальный принцип: успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны.
«Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это еще не свершившийся факт, а цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами.
Эта формула политической системы является основой стабильности государства.
Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики.
Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения.
Именно для этого создан представительный по своему составу Национальный Совет общественного доверия, который будет работать по ротационному принципу.
В ближайшее время всем нам предстоит осуществить следующие меры.
Первое. Продолжить процесс партийного строительства.
Партия «Nur Otan», благодаря нашему Лидеру и ее Председателю Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, последовательно выполняет нелегкую и ответственную миссию ведущей политической силы страны.
Мы должны сотрудничать и с другими политическими партиями и движениями, проводящими конструктивную политику на благо общества.
Основные проблемы, волнующие наше общество, должны обсуждаться и находить свое решение именно в Парламенте и в рамках гражданского диалога, но не на улицах.
Депутаты могут и должны пользоваться своими законными правами, в том числе направляя запросы в Правительство по злободневным проблемам и требуя от него принятия конкретных мер.
В то же время отношения между законодательной и исполнительной властями должны быть взаимоуважительными, деловыми, без искусственной конфронтации.
Как Глава государства, вижу свою задачу в том, чтобы содействовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране.
Это важно для стабильности политической системы в долгосрочной перспективе.
Предстоящие выборы в Мажилис Парламента и маслихаты должны способствовать дальнейшему развитию многопартийной системы в стране.
Второе. Эффективная обратная связь с населением.
Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов.
В Администрации Президента создан отдел, который будет следить за качеством рассмотрения госорганами обращений граждан, принимать по ним оперативные меры.
Зачастую люди вынуждены обращаться к Президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах.
Неоднократные жалобы на несправедливость решений в какой-то сфере означают системные проблемы в конкретном госоргане или регионе. Теперь к этому следует относиться именно так и принимать соответствующие решения.
С целью повышения эффективности работы госслужащих нужно привлечь в их ряды подготовленные молодые кадры.
В то же время, начиная с 2020 года, мы приступим к постепенному сокращению численности государственных служащих, а высвободившиеся средства направим на материальное стимулирование наиболее полезных работников.
К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует сократить на 25%.
Третье. Совершенствование законодательства о митингах.
Согласно Конституции наши граждане обладают правом свободного волеизъявления.
Если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан, то нужно идти навстречу и в установленном законом порядке давать разрешения на их проведение, выделять для этого специальные места. Причем, не на окраинах городов.
Но любые призывы к неконституционным действиям, хулиганские акции будут пресекаться в рамках закона.
Четвертое. Укрепление общественного согласия.
Согласие между различными социальными и этническими группами – это результат усилий всего общества.
В связи с этим необходимо проанализировать политические процессы и принять конкретные меры для укрепления нашего единства.
Нам нужно, учитывая роль казахского народа как государствообразующей нации, продолжать укреплять межэтническое согласие и межрелигиозное взаимопонимание.
Наша позиция: «Единство нации – в ее многообразии!».
Мы продолжим создавать условия для развития языков и культуры всех этнических групп в нашей стране.
Считаю, что роль казахского языка как государственного будет усилена и наступит время, когда он станет языком межнационального общения.
Однако, чтобы достичь такого уровня, нужны не громкие заявления, а наша общая работа.
Кроме того, необходимо помнить, что язык является инструментом большой политики.
Считаю, что для формирования активного гражданского общества необходимо повысить авторитет неправительственных организаций.
Поэтому нам в ближайшее время следует разработать и принять Концепцию развития гражданского общества до 2025 года.
Уже начаты подготовительные работы для празднования в следующем году значимых юбилеев и крупных событий.
В предстоящем году мы будем отмечать 1150-летие аль-Фараби и 175-летие Абая Кунанбайулы.
В рамках юбилейных мероприятий нужно, не допуская расточительства, популяризировать в народе труды этих гениальных личностей.
Кроме того, следует принять необходимые меры для празднования 30-летия Независимости.
Убежден, что такие значимые события будут способствовать воспитанию молодого поколения в духе подлинного патриотизма.
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН
Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем.
Необходимо осуществить ряд серьезных мер по улучшению качества судебных решений.
Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики.
В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата.
Поэтому необходимо внедрение административной юстиции как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу.
Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес.
Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан.
Хотел бы также остановиться на следующем важном вопросе.
Мы отошли от чрезмерных репрессивных мер и жесткой карательной практики правосудия. Вместе с тем в стране все еще имеют место многочисленные тяжкие преступления.
Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан.
Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Это мое поручение Парламенту и Правительству.
Недавние трагические события вскрыли и проблему браконьерства как опаснейшей формы организованной преступности.
Браконьеры экипированы, вооружены, чувствуют свою безнаказанность. Только в этом году от их рук погибли два инспектора по охране животного мира.
Недавно была пресечена преступная деятельность банды браконьеров на озере Маркаколь в Восточно-Казахстанской области.
Это только единичные случаи, но браконьерство пустило глубокие корни, в том числе при попустительстве правоохранительных органов. Браконьеры безжалостно уничтожают природу – наше национальное богатство.
Поручаю Правительству в течение двух месяцев принять безотлагательные меры по ужесточению соответствующего законодательства.
С повестки дня не сходит вопрос системной борьбы с коррупцией.
Необходимо восстановить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертов и общественности.
Следует законодательно и нормативно регламентировать ответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление.
Надо также предусмотреть строгую ответственность сотрудников самих антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия. Им не должно быть места в следственной практике.
Принцип презумпции невиновности должен соблюдаться в полном объеме.
Одной из самых актуальных задач остается полноценная реформа правоохранительной системы.
Образ полиции как силового инструмента государства будет постепенно уходить в прошлое, она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности.
На первом этапе необходимо до конца 2020 года реорганизовать работу Комитета административной полиции. Это нужно сделать качественно и без кампанейщины.
Эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы.
На реформу МВД будет направлено 173 млрд тенге в течение трех следующих лет.
Эти средства пойдут на повышение заработной платы, аренду жилья, создание современных фронт-офисов полиции по принципу ЦОНов.
Особое внимание будет обращено на вопросы защиты граждан от природных явлений и техногенных аварий, которые, к сожалению, стали частым явлением не только в нашей стране, но и во всем мире.
В этой сфере должны работать профессиональные кадры.
Поручаю Правительству повысить оклады сотрудников гражданской защиты в рамках средств, выделяемых на реформу МВД, и направить на эти цели порядка 40 млрд тенге.
Перед нами стоит задача формирования боеспособной армии на основе новой концепции.
События в Арысе показали, что в Вооруженных силах накопились серьезные проблемы.
Нужно, наконец, упорядочить все военные расходы, укрепить финансовую и общую дисциплину в армии. В то же время следует повышать престиж военной службы, материальное оснащение Вооруженных сил.
Укомплектованная профессионально подготовленными, преданными Родине офицерскими кадрами и военнослужащими, наша армия должна быть готова к отражению угроз безопасности страны в новых геополитических реалиях.
III. РАЗВИТАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Экономика Казахстана поступательно развивается, несмотря на трудности, имеющие глобальную природу.
С начала года показатели экономического роста превышают среднемировые значения.
Если мы проведем необходимые структурные изменения, то к 2025 году сможем обеспечить ежегодный устойчивый рост валового внутреннего продукта на 5% и выше.
Для придания нового импульса экономике Администрации Президента и Правительству следует детально изучить все предложения отечественных и зарубежных экспертов.
Нам нужно реализовать ряд структурных задач в рамках предложенной Елбасы долгосрочной стратегии развития до 2050 года и Плана нации.
Первое. Отказ от ресурсного менталитета и диверсификация экономики.
«Экономика знаний», повышение производительности труда, развитие инноваций, внедрение искусственного интеллекта стали основными факторами глобального прогресса.
В ходе реализации третьей пятилетки индустриализации нам необходимо учесть все допущенные ошибки.
Правительство в этих вопросах должно учесть все мои замечания и в полной мере выполнить соответствующие поручения.
Нам следует повысить производительность труда как минимум в 1,7 раза.
Стратегическая задача – это укрепление авторитета страны в Центральной Азии в качестве регионального лидера.
Это обозначенный Елбасы политический курс.
Второе. Повышение отдачи от квазигосударственного сектора.
Наши государственные компании превратились в громоздкие конгломераты, международная конкурентоспособность которых вызывает сомнения.
В целях сокращения неоправданного присутствия государства в экономике мною было принято решение о введении моратория на создание квазигоскомпаний.
Нам нужно понять, каков реальный вклад Фонда национального благосостояния в рост благосостояния народа за прошедшие 14 лет с момента создания Фонда.
Правительство вместе со Счетным комитетом в трехмесячный срок должны провести анализ эффективности государственных холдингов и нацкомпаний.
Квазигосударственные компании зачастую конкурируют между собой на одном поле. В сфере жилищной политики, например, одновременно работают 7 государственных операторов, и это только на центральном уровне!
Количество государственных компаний можно и нужно сократить.
При этом следует аккуратно подходить к деятельности госкомпаний, работающих в стратегических секторах.
Контроль государства над ними должен сохраниться. В противном случае вместо государственных монополистов мы получим частных монополистов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правительству необходимо системно и предметно заниматься вопросами ценообразования и тарифов. Это касается и товаров, и услуг естественных монополистов. Не секрет, что цены в нашей стране высокие – от продуктов питания и одежды до стоимости различных услуг.
Например, вызывает вопросы, почему авиабилеты основного авиаперевозчика по наиболее востребованным маршрутам гораздо дороже, порой до 30%, чем в Европе?! Чем обоснована сравнительно высокая стоимость услуг наших аэропортов?
Почему стоимость авиатоплива для иностранных перевозчиков в казахстанских аэропортах выше, чем для отечественных?
В результате авиационная отрасль Казахстана теряет свою международную конкурентоспособность, снижается транзитный потенциал страны.
При попустительстве профильного министерства, ведомств создан искусственный дефицит билетов в железнодорожных пассажирских перевозках.
Необходимо срочно навести порядок в этих сферах.
Наша цель – обеспечить полноценное развитие рыночных институтов и механизмов при стабилизирующей роли государства.
При этом нельзя забывать и об «экономике простых вещей». Это приоритетное направление нашей работы.
Третье. Эффективный малый и средний бизнес – прочная основа развития города и села.
Малый, в особенности микробизнес, играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны.
В первую очередь он обеспечивает постоянную занятость жителей села, снижает безработицу. Формируя налоговую базу, также пополняет местный бюджет.
Кроме того, развитие массового предпринимательства дает возможность избавиться от укорененных в сознании патерналистских установок и иждивенчества.
Поэтому государство продолжит оказывать поддержку бизнесу.
На эти цели из Национального фонда выделено порядка 100 млрд тенге.
Однако, по мнению экспертов, пользу от финансовой поддержки получают только хозяйства, аффилированные с местными властями.
На самом деле в рамках новых проектов должны были создаваться новые компании и рабочие места.
Это напрямую связано с «экономикой простых вещей».
Но акимы на местах должным образом не выполнили организационную работу.
По этой причине не были созданы условия для увеличения налоговой базы, пенсионных взносов, укрепления местного бюджета.
В этой связи поручаю Счетному комитету и Министерству финансов осуществлять строгий контроль над расходованием средств.
В нашей стране достаточно успешных примеров развития предпринимательства. Мы всем обществом должны поддержать малый бизнес.
Поручаю Правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.
Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года.
С января 2020 года вступит в силу мое решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса.
Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед потребителями и гражданами. В период действия моратория необходимо активизировать инструменты саморегулирования, общественного контроля.
В случаях нарушения субъектами бизнеса предписанных норм и правил, особенно в санитарно-эпидемиологической сфере, такие компании будут закрываться, их владельцы – привлекаться к ответственности.
Таким образом, мы снижаем нагрузку на бизнес.
В то же время он по-прежнему наталкивается на многочисленные проблемы, связанные с действиями правоохранительных и контролирующих органов.
Участились случаи рейдерства в отношении МСБ.
Моя позиция по этому вопросу известна: любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса, особенно малого и среднего, должны рассматриваться как преступления против государства.
В этой связи нужны дополнительные меры законодательного характера. Парламент и Правительство должны предложить решение данной проблемы.
В то же время необходимо усилить противодействие теневой экономике, ужесточить борьбу с выводом капиталов, уходом от уплаты налогов.
Далее. Систему государственной финансовой поддержки МСБ нужно «перезагрузить», отдавая приоритет новым проектам.
Поручаю Правительству в рамках новой «Дорожной карты бизнеса» выделить на эти цели дополнительно 250 млрд тенге в следующие три года.
Нужно активно внедрять новые формы поддержки бизнеса с упором на социальные аспекты – создание семейных бизнесов, в первую очередь для многодетных и малообеспеченных семей.
Следует обратить особое внимание и на развитие туризма, в особенности эко- и этнотуризма как на важную сферу экономики.
750-летие Золотой Орды нужно отметить с точки зрения привлечения внимания туристов к нашей истории, культуре, природе.
Для развития туризма важно обеспечить строительство необходимой инфраструктуры, в первую очередь дорог, а также готовить квалифицированных специалистов.
Четвертое. Поддержка национального бизнеса на международных рынках.
Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.
Я говорю прежде всего о среднем бизнесе.
Между тем у нас отсутствуют действенные меры государственной поддержки именно этого сегмента предпринимателей. Прежде всего в области сбыта продукции. Нужно поддержать наш МСБ.
Поручаю Правительству в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.
Необходимо серьезно активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций, без которых резервы дальнейшего роста экономики будут ограничены. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти.
В рамках Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года для каждой отрасли и региона установлены соответствующие целевые показатели.
Их достижение – прямая ответственность руководителей госорганов, особенно акимов регионов.
Казахстан взял курс на развитие цифровой экономики.
Здесь предстоит большая работа. Наша задача – усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры.
Правительству предстоит адаптировать законодательство под новые технологические явления: 5G, «Умные города», большие данные, блокчейн, цифровые активы, новые цифровые финансовые инструменты.
Казахстан должен стать брендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства, строительства и размещения дата-центров, развития транзита данных, участия в глобальном рынке цифровых услуг.
Правительству следует продолжать оказывать содействие деятельности Международного финансового центра, который, по сути, приобрел Конституционный статус. Международный финансовый центр «Астана» мог бы стать платформой для развития новейших цифровых технологий совместно с Назарбаев Университетом.
Пятое. Развитый агропромышленный комплекс.
Сельское хозяйство – наш основной ресурс, но он используется далеко не в полной мере.
Мы имеем значительный потенциал для производства органической и экологически чистой продукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом.
Мы должны поэтапно увеличить количество орошаемых земель до 3 млн гектар к 2030 году.
Это позволит обеспечить рост объема сельхозпродукции в 4,5 раза.
Министерствам торговли и интеграции, сельского хозяйства следует решительно поддержать фермеров со сбытом их продукции на внешних рынках.
Соответствующее поручение Правительство уже имеет. Это приоритетная задача.
Далее. Нужно отходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, которая достигла 70%, в то время как перерабатывающие предприятия загружены всего на 40%.
Актуальной задачей является привлечение в сельское хозяйство иностранных инвесторов. Переговоры уже ведутся, Правительству нужно достичь конкретных результатов.
Хочу отдельно остановиться на волнующем общество земельном вопросе.
Как Глава государства еще раз заявляю: наша земля продаваться иностранцам не будет. Мы этого не допустим.
В этом вопросе нужно прекратить все домыслы. При этом наша задача – обеспечить эффективное использование земель.
Вопрос неэффективного использования земельных ресурсов становится все более актуальным.
Положение усугубляется низким уровнем прямых налогов на землю.
Многие из тех, кто получил бесплатно от государства право аренды на землю, держат землю впрок, не работая на ней. В стране сложился целый слой так называемых «латифундистов». Они ведут себя как «собака на сене».
Пора приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель.
Земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает.
Правительству и Парламенту следует предложить соответствующие механизмы.
Это тем более важно, что без решения этого вопроса уже невозможно качественное развитие отечественного АПК.
Сегодня увеличение производства мяса упирается не столько в проблему маточного поголовья, сколько в проблему нехватки у фермеров земли для выращивания кормовых культур. Обеспеченность кормами составляет менее 60%.
Повышение продуктивности сельского хозяйства невозможно без организации надлежащих условий для качественной жизни на селе.
Мы продолжим реализацию специального проекта Елбасы «Ауыл – Ел Бесігі».
Нам предстоит решить крайне непростую проблему содержания небольших населенных пунктов. Разработаны региональные стандарты, которые теперь следует внедрить в более чем трех тысячах опорных и спутниковых сельских населенных пунктах.
Поручаю Правительству направить на реализацию «Ауыл – Ел Бесігі» 90 млрд тенге в следующие три года дополнительно к 30 млрд тенге, выделенным в этом году.
Эти средства пойдут как на решение инфраструктурных вопросов – транспорт, водоснабжение, газификация, так и на ремонт и строительство школ, больниц, спортивных площадок.
Расходование данных средств должно быть на строгом контроле всех госорганов.
Шестое. Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование.
Несмотря на рост ВВП и доходов населения, имущественное расслоение внутри казахстанского общества сохраняется и даже усиливается.
Это тревожный фактор, требующий к себе особого внимания.
Считаю, что необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода.
Правительство должно обратить внимание и на растущий объем социальных отчислений.
С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем.
Однако есть риски, что работодатели утратят стимулы к созданию рабочих мест и повышению заработной платы. Бизнес будет уходить в тень.
Поэтому поручаю Правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года. Затем вернемся к этому вопросу.
За это время Правительство, представители бизнеса и эксперты должны просчитать варианты и прийти к согласованному решению с учетом интересов как будущих пенсионеров, так и работодателей.
Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым кодексом. Это, по сути, дополнительные налоги.
Отдельная проблема – повышение качества текущей налоговой системы.
Она должна стимулировать компании инвестировать в человеческий капитал, в повышение производительности труда, техническое перевооружение, экспорт.
Следует повсеместно вводить безналичные платежи, устранив сдерживающий фактор – высокую комиссию банков. Для этого необходимо активно развивать небанковские платежные системы с соответствующими правилами регулирования. При очевидной простоте и привлекательности данного сегмента он не должен превратиться в канал по отмыванию денег и вывода капитала из страны. Национальному банку следует наладить действенный контроль в этой сфере.
Следующий вопрос. Для поддержки экспорта несырьевой продукции предстоит рассмотреть вопрос применения более простых и быстрых процедур возврата НДС.
Один из самых проблемных вопросов нашей экономики – недостаточный объем ее кредитования. За последние пять лет общий объем кредитования юридических лиц, а также малого и среднего бизнеса сократился более чем на 13%.
Банки второго уровня ссылаются на дефицит хороших заемщиков и закладывают чрезмерные риски в стоимость кредитных средств.
Проблема качественных заемщиков, конечно, есть. Но нельзя заниматься перекладыванием ответственности, идти только по легкому пути.
Я ожидаю слаженной и эффективной работы Правительства и Нацбанка по этому вопросу.
Другая проблема – закредитованность, особенно социально уязвимых слоев населения, повлекла за собой необходимость принятия экстренных мер. Вы об этом знаете.
Эта проблема приобрела социальную и политическую остроту.
Поэтому поручаю Правительству, Нацбанку в течение двух месяцев подготовить к внедрению механизмы, которые гарантированно не допустят повторение такого положения.
Недостаточная эффективность денежно-кредитной политики становится одним из тормозов экономического развития страны.
Следует обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на приемлемых условиях и на длительный срок. Нацбанку до конца года необходимо завершить независимую оценку качества активов банков второго уровня.
Седьмое. Вопрос эффективного использования Национального фонда.
Необходимо снизить использование средств Национального фонда для решения текущих проблем.
Это средства будущих поколений.
Трансферты Национального фонда должны выделяться только на реализацию программ и проектов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики.
Объем гарантированных трансфертов с 2022 года постепенно должен быть снижен до 2 триллионов тенге.
Необходимо значительно повысить эффективность инвестиционной политики при использовании средств фонда.
Поручаю Правительству совместно с Национальным банком до конца года подготовить конкретные предложения по совершенствованию механизма распоряжения средствами Национального фонда.
Восьмое. Повышение уровня заработной платы.
Доходы крупных горнодобывающих компаний растут, но мы видим, что зарплаты наших граждан существенно не увеличиваются.
Что касается социального положения населения, Правительство должно проявить настойчивость в решении этого вопроса.
Поручаю Правительству рассмотреть возможности стимулировать работодателей увеличивать фонд оплаты труда.
ІV. НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Бюджет страны должен быть ориентирован на две основные цели – развитие экономики и решение социальных проблем.
В социальной сфере особое внимание следует уделить следующим направлениям.
Первое. Повышение качества образования.
В нашей стране до сих пор не разработана эффективная методика учета баланса трудовых ресурсов.
Фактически отечественная система подготовки специалистов оторвана от реального рынка труда.
Около 21 000 выпускников школ ежегодно не могут поступить в профессиональные и высшие учебные заведения.
Эта категория молодых людей пополняет ряды безработных и маргиналов. Многие из них попадают под влияние криминальных и экстремистских группировок.
Мы должны перейти к политике профориентации на основе выявления способностей учащихся.
Эта политика должна лечь в основу национального стандарта среднего образования.
Спрос на специалистов технической сферы в нашей экономике очень высок, однако возможности отечественного образования недостаточны. Предприятия вынуждены приглашать соответствующих специалистов из-за рубежа. Нам нужно незамедлительно исправить ситуацию.
Растет разрыв в качестве среднего образования между городскими и сельскими школами.
Основная проблема – дефицит кадров квалифицированных педагогов на селе.
Поэтому следует расширить сферу действия программы «С дипломом – в село!» и продолжить работу на новом уровне. Поручаю Правительству со следующего года довести финансирование данной программы до 20 млрд тенге.
Необходимо отбирать талантливую сельскую молодежь и готовить ее для обучения в отечественных и зарубежных вузах.
Поручаю Правительству разработать Дорожную карту по поддержке одаренных детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Правительство и акимы должны также обеспечить таким детям возможность посещать кружки, центры и летние лагеря.
Отдельно хочу остановиться на качестве высшего образования.
Лишь половина высших учебных заведений страны обеспечивает 60-процентный уровень трудоустройства своих выпускников.
Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о сокращении числа таких учебных заведений.
Не секрет, что есть университеты, которые вместо качественного обучения занимаются продажей дипломов.
Ликвидировав их в первую очередь, мы должны направить все наши усилия на повышение качества образования.
Еще одна проблема, связанная с образованием, – это неравномерное финансирование и неэффективность действующей системы управления в регионах.
Необходимо перенести функции управления образовательными учреждениями и бюджетного администрирования с районного на областной уровень.
Необходимо ввести особый порядок финансирования для каждого уровня образования.
Еще один актуальный вопрос – это проблема качества учебников.
Обеспечение школьников качественными учебниками – прямая обязанность профильного министерства.
Эти меры не дадут эффекта, если мы не улучшим социальное положение учителей и преподавателей.
Поэтому я на Августовской конференции поручил в течение предстоящих четырех лет повысить заработную плату учителей в два раза. Это значит, что со следующего года заработная плата педагогов увеличится на 25%.
Особого внимания требует ситуация в науке. Без нее мы не сможем обеспечить прогресс нации. Другое дело, насколько качественна и эффективна наша наука?
Правительству следует рассмотреть данную проблему под углом зрения повышения уровня научных исследований и их применения на практике.
Второе. Поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества.
Вопросы защиты прав ребенка и противодействия бытовому насилию должны быть нашим приоритетом.
Следует целенаправленно заняться проблемой высокой суицидальности среди подростков.
Нам предстоит создать целостную программу по защите детей, пострадавших от насилия, а также их семей.
Особое внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями. Только по официальной статистике на учете по инвалидности состоит более 80 тыс. детей.
Правительству следует разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождения детей с диагнозом ДЦП.
Необходимо расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности».
Мы обязаны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями.
Я говорил об этом в рамках своей предвыборной платформы. Теперь поручаю Правительству выделить на данные цели не менее 58 млрд тенге в течение трех лет.
Особого внимания требуют вопросы укрепления здоровья нации. Важно развивать массовый спорт среди всех возрастных групп населения.
Нужно обеспечить максимальную доступность спортивной инфраструктуры для детей.
Развитие массовой физической культуры должно стать пирамидой, на вершине которой будут новые чемпионы, а у ее основания мы получим здоровую, активную молодежь и, в конечном счете, сильную нацию.
Необходимо законодательное обеспечение этого курса, а также принятие Комплексного плана по развитию массового спорта.
2020 год объявлен Годом волонтера. Актуальная задача – расширить участие граждан, особенно молодежи, студентов и учащихся в добровольческой деятельности, привить им навыки активной жизненной позиции. Это важная составляющая часть нашей работы по укреплению гражданского общества.
Третье. Обеспечение качества и доступности медицинских услуг.
Здесь дают о себе знать региональные дисбалансы в показателях здоровья населения, особенно по материнской и младенческой смертности.
Да, этот показатель снижается, но все еще высок и значительно превышает уровень развитых стран.
Правительству предстоит создать перечень приоритетов для каждого региона по конкретным нозологиям в медицине и внедрить бюджетное финансирование на его основе.
С 1 января 2020 года в Казахстане запускается система обязательного социального медицинского страхования.
Хочу донести до каждого: государство сохраняет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. На его финансирование будет направлено более 2,8 трлн тенге в течение следующих трех лет.
В свою очередь, реализация ОСМС призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг.
В рамках трехлетнего бюджета будет направлено дополнительно более 2,3 трлн тенге на развитие системы здравоохранения.
Правительству нужно предельно ответственно подойти к вопросу реализации социального медстрахования во избежание его очередной дискредитации.
Права на ошибку у нас уже нет.
Четвертое. Поддержка работников культуры.
Мы не уделяем должного внимания гражданам, работающим в сфере культуры.
Это касается прежде всего сотрудников библиотек, музеев, театров и артистов.
Их заработная плата в последние годы практически не увеличивалась.
Вследствие этого работники культуры, прежде всего молодые специалисты, не имеют возможности участвовать в льготных жилищных программах.
Такая ситуация ведет к снижению престижа данной профессии, дефицит соответствующих кадров стал уже очевидным.
Правительство должно со следующего года увеличить зарплату работников культуры.
Кроме того, социальные льготы, которые действуют в сферах образования и здравоохранения, должны быть предоставлены и работникам культуры.
Пятое. Дальнейшее развитие системы социальной поддержки.
Государством предпринимаются все меры для поддержки нуждающихся граждан.
Но ряд принятых решений был не совсем выверен.
В результате мы получили серьезный рост патерналистских настроений. За 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн.
Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более.
Другими словами, все больше людей предпочитают не работать либо, что еще хуже, утаивают свои доходы для получения социальной помощи. Факты получения социальной помощи состоятельными семьями освещались в средствах массовой информации.
Еще раз отмечу. Наше государство по Конституции является социальным и поэтому должно выполнять свои обязательства перед гражданами.
Правительство в своей работе обязано исходить из этого принципа, а резервы необходимо находить за счет сведения на нет всех неэффективных расходов и повышения доходов.
Такие резервы, безусловно, имеются. Министерство финансов проводит работу по увеличению доходов. Но нужны дополнительные усилия. Например, в отношении таможни.
Елбасы на заседании политсовета партии «Nur Otan» обратил особое внимание на упорядочение процесса государственных закупок. Министерство финансов приступило к оптимизации закупок, но необходимы меры законодательного характера.
Госзакупки таят в себе огромный резерв (по некоторым подсчетам до 400 млрд тенге в год), который мог бы пойти на решение острых социальных вопросов.
В 2018 году объем госзакупок составил 4,4 трлн тенге, из которых 3,3 трлн тенге, или 75%, осуществлены неконкурентным способом из одного источника.
Пора закрыть эту «кормушку» для чиновников и разного рода «прилипал».
Возвращаясь к адресной социальной помощи, Правительству следует скорректировать механизм ее выделения, чтобы она стала прозрачной, справедливой, мотивировала к труду, а не к праздному образу жизни. Помощь в основном должны получать те, кто трудится.
В то же время нужно позаботиться о детях из малообеспеченных семей. Для них необходимо ввести гарантированный социальный пакет – регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату медицинской, в том числе стоматологической помощи, возмещение затрат на проезд в общественном транспорте.
Все эти меры должны вступить в действие с 1 января 2020 года.
Правительству совместно с НПП «Атамекен» предстоит срочно, в течение месяца, разработать специальную программу вовлечения многодетных матерей в микро- и малый бизнес, в том числе на дому.
Шестое. Отдельно хочу обратить внимание на развитие отечественной пенсионной системы, в которой накопились серьезные проблемы.
На текущий момент проблема недостаточности пенсионных сбережений не столь ощутима. Однако уже через 10 лет ситуация может измениться. Количество работающих граждан, производящих пенсионные накопления, заметно уменьшится, в то время как количество пенсионеров возрастет.
При этом уровень накоплений и инвестиционных доходов, получаемых с пенсионных активов, остается низким.
Поэтому Правительству совместно с Национальным банком следует провести серьезную работу по повышению эффективности пенсионной системы.
Сейчас работающему человеку пользоваться пенсионными накоплениями можно только после выхода на пенсию. Но понятно желание людей использовать эти средства еще до выхода на пенсию.
Поручаю Правительству до конца года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования.
В целях оптимизации затрат и улучшения качества инвестиционного управления активами поручаю Правительству изучить вопрос консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путем создания единого социального фонда и введения одного социального платежа.
- СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ – СИЛЬНАЯ СТРАНА
В этом направлении нужно сосредоточиться на следующих задачах.
Первое. Повышение эффективности работы местных органов власти.
У людей всегда должен быть доступ к местным властям. Это аксиома, но не реальность.
Считаю возможным в качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности работы местной власти.
Например, если в результате опроса или онлайн-голосования более 30% жителей считают, что аким города или села неэффективен – это основание для создания Администрацией Президента специальной комиссии с целью изучения возникшей проблемы с внесением соответствующих рекомендаций.
Второе. Реформа системы межбюджетных отношений.
Очевидно, что текущая система межбюджетных отношений не стимулирует акиматы всех уровней к созданию собственной базы развития – малого и среднего бизнеса. Регионы слабо мотивированы на поиск дополнительных источников доходов.
Со следующего года в распоряжение регионов передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ.
Но этого недостаточно. Назрела необходимость пересмотра организации бюджетного процесса на всех уровнях. Большую роль в этой работе должно сыграть реальное вовлечение населения в формирование местных бюджетов.
Районный, городской и сельский уровни власти должны стать экономически более самостоятельными в решении задач местного значения. Их права, обязанности и ответственность следует четко урегулировать в законодательных актах.
Третье. Управляемая урбанизация и единая жилищная политика.
Принятые ранее законы «О статусе столицы» и «Об особом статусе города Алматы» сыграли свою позитивную роль, но сегодня нуждаются в совершенствовании.
Необходимо расширить компетенции акиматов трех самых крупных городов, в том числе и в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования архитектурного облика.
Большое количество населения городов республиканского значения это уже не предмет гордости, а основание для обеспокоенности с точки зрения полного обеспечения социально-экономических потребностей жителей.
Мы наблюдаем перенаселенность крупнейших городов и в то же время нехватку людских и трудовых ресурсов в таких городах как, например, Павлодар и Петропавловск, где создаются надлежащие условия для приема новых жителей.
Правительство должно принять действенные меры по управлению миграционными процессами.
В своей предвыборной программе я отметил необходимость разработки единой жилищной политики.
Основной принцип – повышение доступности жилья, особенно для социально уязвимых слоев населения.
Правительству необходимо разработать единую модель жилищного развития в стране, отойти от практики принятия разрозненных между собой программ.
Например, в рамках программы «7–20–25», которая изначально предполагалась как социальная, средний уровень семейного дохода заемщика должен составлять около 320 тыс. тенге в месяц. Людям с небольшим уровнем доходов участие в ней оказалось не по карману.
Поэтому в этом году по инициативе Елбасы запущена новая программа «Бақытты Отбасы» с льготной ставкой в 2% и первоначальным взносом 10%. Это весьма выгодные условия.
До конца года не менее 6 тыс. семей приобретут жилье в рамках этой программы. В первую очередь многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. С 2020 года 10 тыс. таких семей ежегодно будут обеспечиваться жильем.
Правительству следует определить четкие критерии для участия в программе и обеспечить ее жесткое администрирование. Поддержка должна предоставляться исключительно тем, кто в ней действительно нуждается.
Мое поручение Правительству – в течение трех лет решить вопрос предоставления жилья малообеспеченным многодетным семьям, стоящим в очереди. Их у нас около 30 тыс.
Гражданам, которые не располагают доходами для приобретения жилья в собственность, надо дать возможность проживания на условиях социальной аренды.
На эти цели к 2022 году государством будет выделено свыше 240 млрд тенге.
Следует разработать новые меры вовлечения частного бизнеса в эту работу, задействовать механизмы государственно-частного партнерства.
Люди недовольны непрозрачным процессом формирования и продвижения очередности при предоставлении акиматами социальных квартир.
Правительству до конца года следует создать единую национальную систему учета очередников на арендное жилье, а также на получение льготных жилищных займов по программе «Бақытты Отбасы».
Несмотря на снижение износа коммунальных сетей с 65% до 57%, данный показатель остается высоким.
Кроме того, из 78 тыс. многоквартирных домов более 18 тыс. требуют ремонта.
Необходимо выделить регионам не менее 30 млрд тенге за два года в виде бюджетных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда.
Поручаю Правительству предусмотреть данный механизм и жестко контролировать эффективность освоения этих средств.
Бюджеты развития регионов к 2022 году превысят 800 млрд тенге.
Поручаю акимам совместно с местными маслихатами обеспечить направление половины этих средств на софинансирование модернизации ЖКХ и решение актуальных социальных проблем жителей регионов.
Четвертое. Развитие инфраструктуры.
Очевидно, что жители различных регионов страны имеют разный уровень доступа к чистой питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре.
Необходимо активизировать работу по нивелированию этого неравенства.
По поручению Елбасы заканчивается строительство первой очереди магистральной сети газопровода «Сарыарка».
Со следующего года будет начата работа по строительству распределительных сетей в городе Нур-Султане и Карагандинской, а в дальнейшем в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.
На эти цели государство выделяет 56 млрд тенге. В результате более 2,7 млн человек получат доступ к природному газу.
В течение следующих трех лет будет выделено порядка 250 млрд тенге на обеспечение наших граждан чистой питьевой водой и услугами водоотведения.
В поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и качественная реализация программы «Нұрлы жол».
Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру.
На эти цели до 2022 года государство вложит более 1,2 трлн тенге инвестиций.
Правительство и раньше выделяло огромные средства, но они в подавляющем большинстве ушли в песок, а точнее сказать – в карманы чиновников, однако чистой воды, дорог и прочей инфраструктуры так и не хватает.
На этот раз Правительство и Парламент вместе со Счетным комитетом должны обеспечить абсолютную эффективность использования бюджетных средств.
Правительству необходимо активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного отношения к природе. В этом отношении одобрения заслуживает кампания «Бірге – таза Қазақстан!», которую нужно продолжить.
Парламенту предстоит обсудить и принять новую редакцию Экологического кодекса.
В целом Правительство в предстоящий период должно повысить эффективность своей деятельности. Казахстанцы ждут конкретных результатов.
Дорогие соотечественники!
Мы вступили в новый этап реформирования страны. Мы должны качественно выполнить поставленные задачи.
Каждый житель нашей страны должен почувствовать позитивные изменения.
Я требую от государственных органов оперативной работы и достижения конкретных показателей.
Недопустимо проводить реформы ради реформ.
У каждого министра и акима должен быть список основных индикаторов результативности работы.
На их основе будет определяться уровень достижения ими конкретных целей.
На членов Правительства, руководителей государственных органов и регионов, государственных компаний и учреждений возлагается персональная ответственность за эффективное осуществление реформ.
С этой целью недавно я подписал соответствующий Указ. В рамках этого Указа ситуация в стране, в том числе положение населения в регионах, будет конкретно оцениваться на основе опросов.
Правительственные структуры, ответственные за социальную и экономическую политику, должны вести конкретную предварительную работу, учитывающую потребности общества. Для этого надо значительно усилить систему контроля, анализа и прогнозирования.
Поэтому, исходя из просьб депутатов, поручаю создать при Парламенте Институт анализа и экспертизы законодательства.
Эта структура должна способствовать повышению качества наших законов.
Дорогие казахстанцы!
Мы хорошо знаем обо всех проблемах, которые волнуют народ.
Для улучшения ситуации готовится план действий.
На нас возлагается особая ответственность.
Я возлагаю большие надежды на каждого гражданина, болеющего за судьбу страны.
Казахстан – наш общий дом!
Я призываю каждого из нас внести свой личный вклад в процветание нашей Родины!
Конструктивный общественный диалог – основа согласия и стабильности.
Как вы знаете, в шестом слове назидания великий Абай писал: «Единство должно быть в умах».
Нашим неизменным принципом остаются и крылатые слова Елбасы: «Единство народа – наше самое ценное достояние».
Согласие и единство, мудрость и взаимопонимание способствуют нашему движению вперед.
Наша цель ясна, путь наш открыт.
Уверен, что вместе мы достигнем новых свершений!
Желаю всем благополучия и успехов!
Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"
ВВЕДЕНИЕ
Казахстан вступил в новый исторический период.
В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.
Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики.
Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.
Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно.
Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной.
Надо отметить, что за годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.
С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана.
В 2013 году мы приняли программу «Халық тарих толқынында», позволившую нам системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны.
А сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе.
Поэтому я решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.
I. О НАЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ В XXI ВЕКЕ.
На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.
В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей.
Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.
Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.
Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад.
Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.
Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.
Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.
Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.
Я бы выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
- Конкурентоспособность
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.
Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.
Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.
Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.
- Прагматизм
Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма.
На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.
И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.
На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.
Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности.
Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.
И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе.
К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма.
Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.
- Сохранение национальной идентичности
Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента.
Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.
Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт.
В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, –одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.
Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры.
Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом.
Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.
Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах.
Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и отрицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила.
Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.
Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.
- Культ знания
Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.
Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое.
Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.
И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.
Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.
Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.
Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.
- Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана
В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений.
Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории.
А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические.
Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.
Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия.
В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.
В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.
Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану.
Это индустриализация, создание социальной и производственной инфра-структуры, формирование новой интеллигенции.
Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация территории, а не нации.
Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан.
Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.
Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.
Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом.
Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.
- Открытость сознания
Многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках».
Казалось бы, что доказывать необходимость массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду с родным как язык профессиональной коммуникации?
Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свой родной немецкий, французский, испанский, итальянский или другой язык? Неужели сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев просто так изучают английский?
Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире.
Но вопрос не только в этой частности. Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.
Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.
Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому.
В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.
Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.
Почему столь важно открытое сознание в будущем мире?
Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы.
II. ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ.
Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.
Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы.
Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости.
История графики казахского языка имеет глубокие корни.
В VI–VII веках, в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо.
В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов буквенного письма человечества.
С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии.
Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке.
Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана применялась арабская графика.
Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама.
7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский алфавит».
Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей.
13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики».
Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими причинами.
В декабре 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» я сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу».
Это означает, что с этого времени мы должны во всех сферах начать переход на латинский алфавит.
То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице.
А сейчас приступим к подготовке начала перехода на латинский алфавит.
Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке.
Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу.
В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем.
Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы.
В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методическую работу.
Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и кириллица.
Во-вторых, это проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.
Суть его состоит в следующем:
- Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее.
- Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам.
- Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур нужно создать негосударственное Национальное бюро переводов, которое бы по заказу Правительства начало эту работу уже летом 2017 года.
Чего мы добьемся этой программой?
Это прежде всего качественно другой уровень подготовки сотен тысяч наших студентов.
Далее, это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания.
Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях.
Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык. И это задача государства.
Правительству необходимо проработать этот вопрос и решить его с учетом переводческих кадров, авторских прав, учебно-методических программ, профессорско-преподавательского состава и т. д.
В-третьих, патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку – «Туған ел».
«Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?» В этих произведениях есть большой смысл.
Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь.
Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно.
Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.
На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее.
Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»?
Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.
Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах.
Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые, переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать.
Третье: местным властям нужно системно и организованно подойти к программе «Туған жер».
Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании.
Мы должны найти разные формы поддержки и социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм спонсорской помощи. Здесь огромное поле для работы.
Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компьютеризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды местных музеев и галерей и т. д.
Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма.
От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране (к Казахстану).
В-четвертых, наряду с проектом «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни.
Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».
У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа.
Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.
Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест.
Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений.
Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности.
Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика.
Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.
Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект.
В течение года Правительству в диалоге с общественностью нужно разработать этот проект и увязать в нем три элемента:
1. Нужна образовательная подготовка каждого казахстанца по роли и месту этого «Культурно-географического пояса».
2. Наши СМИ должны серьезно и системно заняться национальными информационными проектами в этой связи.
3. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. По своему культурному значению тот же Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континентальное значение, – это глобальные величины.
В-пятых, конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур. Огромная часть успеха США в эпоху «холодной войны» – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире».
Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям.
О чем должна пойти речь в этом проекте?
Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН:английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском.
Второе – это должна быть именно современная культура, та, что создана и создается нашими современниками.
Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения.
Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В частности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникаций.
Пятое – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций.
Что из нашей современной культуры должно продвигаться в мире?
Это очень серьезная и трудоемкая работа, которая включает не только отбор лучших произведенийнациональной культуры, но и презентацию их за рубежом.
Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т. д.
Все это конструктивная и благородная задача. Полагаю, что 2017 год должен стать решающим: мы должны четко определиться, что хотим показать миру в сфере культуры. А реализовать эту уникальную программу можно за 5–7 лет.
Впервые за тысячелетнюю историю наша культура зазвучит на всех континентах и на всех главных языках мира.
В-шестых, я предлагаю направить внимание общества на современность, на историю наших современников. Это можно реализовать в проекте «100 новых лиц Казахстана».
История Независимости – это всего лишь четверть века. Но какая! Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых.
Проект «100 новых лиц Казахстана» – это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы.
Это должны быть конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной документалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь.
Современная медиакультура строится не на «говорящих головах», а на создании подлинных историй жизни. Вот создание таких подлинных историй и должно стать предметом профессиональной работы наших средств массовой коммуникации.
Этот проект нужно ориентировать на решение трех задач:
- Показать обществу реальное лицо тех, кто своим умом, руками и талантом творит современный Казахстан.
- Создать новую мультимедийную площадку информационной поддержки и популяризации наших выдающихся современников.
- Создать не только общенациональные, но и региональные проекты «100 новых лиц». Мы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации.
Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами.
Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, – продолжающийся процесс.
На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее.
Я уверен: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации.
В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории.